Иммерсионное трансформационное кино (ИТК) имеет аналогию с символдрамой (кататимно-имагинативной терапией Лейнера).
Имагинации – универсальные архитепические образы. Они иерархически представлены 4мя слоями. 1й – ландшафты, 2й – животные, 3й – человек и 4й – слой безусловности, где нет человеческих проекций, и где можно напитаться ресурсом. Туда необходимо придти, обойдя такие механизмы, как роли, защиты, теневые качества. Здесь все заряжено универсальной энергией. Эта универсальность подобна самонаводящейся ракете – она приносит свой заряд туда, где именно он необходим для исцеления, попадает именно на тот уровень психики, который требует трансформации. Этот слой и есть самость, где происходит контакт с Богом внутри себя. Об этом сказал Юнг, а задолго до него святой апостол Павел («Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.,3,16).
Все, что мы представляем – это про нас. Следовательно, произведение (здесь – фильм) автора – это про него. А зритель находит (или нет) резонанс с этим произведением. По сути это известный в психотерапии феномен переноса. Фильм сам является терапевтическим полем, и/или создает его. В нем происходит взаимодействие. При этом без контрпереноса, поскольку фильм не реагирует на зрителя. Отсутствие контрпереноса исключает возможные негативы при контрпереносе со стороны терапевта.По сути переносом клиент показывает, что он не хочет, чтобы терапевт реагировал на него так, как это делали его родители, одновременно провоцируя терапевта как раз на такую реакцию в контрпереносе. В ИТК этого нет
Постулируется, что факт впечатления зрителя (клиента) от фильма служит показателем резонанса того, что присутствует в бессознательном автора с тем, что есть и у зрителя. Поскольку психика всегда желает исцелиться, клиент находит терапевта. А по личностным качествам терапевт будет комплементарен клиенту, что известно в психотерапии. Так же и фильм будет либо комплементарен зрителю, либо нет.
Гипотетично (на данном этапе исследования), при резонансе с фильмом, факторы вызвавшие резонанс у зрителя, относятся к юнгианскому понятию персоны, а то что не в резонансе – к тени (?).
По аналогии с физикой частот, как и в гомеопатии, например, резонанс либо усиливает, либо нейтрализует (в зависимости от фазового совпадения/несовпадения с частоткой лимбики зрителя). И это путь получения ресурса. Нерезонансный фактор погружается в тень и либо нейтрализует, либо активирует теневые факторы, следовательно, проявляет их, следовательно, может обострятьт внутренний конфликт. А резонансный образ дает ресурс, чтобы этот конфликт пережить.
Современная психология считает, что в базовые психические процессы (в соответствии свозрастом формирования до 1,5 лет) невозможно войти вербальным способом,но только через универсальные архетипические символы. Чем, следовательно, оправданы такие инструменты, как символдрама и ИТК.
В данном контексте важна тема значения символов. Если Фрейд стремился к точности в определении символа, считая, что его значение должно быть единственным, то Юнг говорил о множественности значений символа, назвав это амплификацией. Это значит, что у каждого индивидуума трактовка одного и того же символа может разниться. Добавлю, что у одного индивидуума трактовка одного и того же символа может разниться в разное время. В этой связи ценность ИТК в том, что фильм богат символами, и при этом их трактовка подразумевается автором, но не навязывается, амплификация «вшита» в контекст фильма и присутствует в нем имплицитно.Тем фильм ИТК ценен в качестве инструмента психотерапии.
Рассматривая ИТК как самобытное явление и в качестве инструмента психотерапии, следует сказать, что в этой деятельности существует два основных направления: одно ведет клиента к травме, вызвавшей внутриличностный конфликт, с целью ее разрешения. Это неминуемо связано с болезненными переживаниями, психическим дискомфортом разной степени насыщенности. Здесь принцип: вначале проработка, затем ресурс (то есть, ресурс высвобождается в следствии болезненного погружения в травму). Второй путь - обойти травму, дав вначале ресур,
а потом применив инструмент, который, как самонаводящаяся ракета попадет туда, где необходим ресурс для проработки травмы. Это мягкий и гуманный путь. К нему относятся эмоционально-образные техники, такие как символдрама, эмоционально-образная терапия (Линде). И к нему же относится ИТК. В его названии иммерсия – погружение, но погружение не в травму, а в мир образов и звуков, волшебный мир искусства, в которым самим Творцом вшита возможность чуда.
Отдельного рассмотрения требует фактор музыки вИТК. Здеь мы имееи дело с приницпом «два в одном». Поскольку и музыкотерапия, и видеосимволдрама,сами по себе являются самостоятельным инструментом каждый. И интересно то, что в ИТК они действуют содружественно,чудесным образом дополняя друг-друга, помимо этого,образуя новый,совершенно оригинальный инструмент.
Иммерсивное трансформационное кино позиционируется не как развлечение, но как мощный инструмент для работы с психическим здоровьем. Благодаря возможности сопоставить личные переживания с темами, подсказываемыми симолическим рядом и музыкой, ИТК помогает зрителям лучше понять свои внутренние конфликты и эмоциональные состояния, что позволяет им открыть для себя новые горизонты самопознания и исцеления.