АРТ-Н-САЙЕНС
(Современное искусство)
Иммерсионное трансформационное кино (NEW)

Иммерсивное трансформационное кино: психотерапевтический потенциал
Тема психотерапевтического кино, как самостоятельного инструмента психотерапии, является абсолютно новой. Автору неизвестны литературные источники, посвященные такому взгляду на кинематограф.
Существует подход, известный как кинотерапия (Гэри Соломон), в которой фильмы фильмы используются как инструмент для помощи людям в осознании своих чувств и проблем. Это может включать в себя обсуждение фильмов, идентификацию с персонажами или ситуациями, а также использование фильмов как стимула для обсуждения личных вопросов. Но установленной практики целенаправленного создания фильмов для психотерапевтических целей, как и выделения их в отдельный инструмент с начала работы доктора Константина Задорожникова (Феликс Рэй) не существовало. Началом этой работы исторически считается 2010 год, когда на музыку севастопольской группы Фьюжн оркестр «Забытые чувства» и ее творческую переработку автором («Запретные чувства») был создан фильм под таким же названием (впоследствии фильм был утрачен в связи с хакерским взломом компьютера студии). В 2011 году автором был анонсирован новый жанр видеосимволдрама ©2011, который через 10 лет трансформировался в новое направление психотерапии.
Специально для популяризации нового направления, создан проект "Студия "ВИЗАРДФИЛЬМ" (Wizardfilm)©2011.
Психотерапевтическое кино ©2021,в последней редакции названия ИТК – Иммерсивное трансформационное кино ©2022. Такое название отражает направленность, принцип работы и результат инструмента.
Приведенная здесь статья носит аннотационный характер и является пионерной работой по данной теме и частью содержания готовящейся к выходу книги. Все права на статью и на саму тему, включая наименование инструмента, принадлежат доктору Константину Георгиевичу Задорожникову (Феликс Рэй).
Давным-давно, задолго до появления психологической науки, было отмечено, что театральное искусство способно захватывать человеческие души и трансформировать их внутренний мир. Театр как форма терапии прошёл испытание временем, уходит корнями почти на три тысячи лет назад, в эпоху, когда на склонах Афинского Акрополя появился театр Диониса. С тех пор театральное искусство стало важным инструментом для поддержки психического здоровья. Само слово театр в переводе означает «тэ ятро» - лечу тебя.
Выразительные средства театра и уникальная атмосфера погружают зрителей в мир эмоций и переживаний. Именно через исполнение ролей, взаимодействие с другими персонажами и растворение в сюжете очищаются душевные терзания. Научно обоснованные методы театральной терапии помогают людям справляться с внутренними конфликтами, открывая новые горизонты понимания самих себя и своих чувств.
Тот же эффект производит и кино. Но обратиться к кинематографу в поиске терапевтического эффекта автора побудило не столько родственность кино его предшественнику театру, основой послужил ранее известный психотерапевтический инструмент символдрама. А до того автор, посвятивший много времени музыкотерапии, увлекшись любительской кинематографией, снимал свои фильмы на им же созданную музыку. Фильмы носили по жанру клиповый характер, а по содержанию видеоряда – символический. Поэтому, возникший в 2011 году инструмент первоначально был назван «синема-символдрама».
Иммерсивное трансформационное кино — это уникальный формат, который не только захватывает воображение зрителя, но и может сыграть важную роль в психотерапии. Этот подход позволяет погрузиться в динамичные истории и образы, создавая пространство для эмоционального исследования и самовыражения. Погружение в иммерсивное трансформационное кино и, собственно, погружение (иммерсия)в мир подсознания с помощью ИТК, позволяет зрителям переживать различные эмоции и состояния, что может оказывать терапевтический эффект. Смотрение таких фильмов относится к процессу саморефлексии, где человек может увидеть свои чувства и переживания в отражении символического ряда образов событий на экране.
В 2010 году специально для работы в проекте ИТК (тогда еще видеосимволдрамы) автор создал студию «Визардфильм» (Wizardfilm), в которой, в содружестве с еще одним своим проектом Оркестр Волшебной Мистерии, выступал в качестве режиссера, оператора, монтажера, композитора и продюсера. В направлении ИТК было создано более десяти музыкальных фильмов.
Канал студии, долгое время бывший на хостинге YouTube, в 2023 году переехал на хостинг RuTube. (подписывайтесь на канал https://rutube.ru/channel/151913
Вот, вкратце, основные принципы ИТК
Простая формула: сознание, подсознание, бессознательная часть или высшее Я. Если представить себе это визуально, то сознание — это верхушка айсберга, а все, что находится под водой, — это наше подсознание.
Оба уровня сознания играют важную роль в нашей жизни. Сознание позволяет нам принимать решения, строить планы и взаимодействовать с окружающим миром, в то время как подсознание управляет многими автоматическими процессами, обеспечивающими функционирование нашего организма и формирующими нашу личность.
Принцип айсберга в литературе подразумевает, что только небольшая часть информации или значения находится на поверхности, доступная читателю, в то время как большая часть остаётся скрытой, подводной, и требует более глубокого анализа и интерпретации. Этот подход часто ассоциируется с произведениями Эрнеста Хемингуэя, который в своих текстах оставлял много вещей намёком, позволяя читателю самому додумывать и интерпретировать неявные смыслы.
В контексте психологии, подобный принцип хорошо иллюстрирует взаимодействие сознательного и подсознательного. Сознание может воспринимать только ограниченное количество информации в данный момент, в то время как подсознание способно обрабатывать и хранить огромное количество данных, опыта и эмоций, влияющих на наше поведение и восприятие реальности.
Таким образом, как в литературе, так и в психологии, глубокое понимание происходит не только благодаря тому, что явно представлено на поверхности, но и через осознание скрытых слоев и подтекстов, которые требуют от читателя или специалиста активного участия в процессе анализа и интерпретации.
Также и ИТК оперирует данным принципом, это характерная особенность инструмента. То есть, мы имеем дело с работой с подсознанием. Очень важно понять, что если идея, мысль или концепция допущена до подсознания, она должна осуществиться. Вы изменяете программы, и внутренний разум должен соответствовать новым программам. Но это не просто Есть еще одна часть сознания — критический фактор.
Критический фактор  играет важную роль в процессе восприятия и обработки информации нашими умами. Он служит своего рода фильтром, который оценивает и отбирает идеи, мысли и концепции перед тем, как они попадут в подсознание. Этот механизм помогает нам различать полезную информацию от деструктивной, однако он также может стать препятствием для внедрения новых, положительных идей и установок.
Чтобы перестроить свои убеждения и допустить новые идеи в подсознание, необходимо работать над ослаблением влияния критического фактора. Это может быть достигнуто различными методами, такими как:
1.   Повторение — систематическое повторение новой идеи, чтобы она постепенно воспринималась как часть нашей системы убеждений.
2.   Позитивная визуализация — создание ярких образов, связанных с новой идеей, чтобы снизить сопротивление со стороны критического фактора.
3.   Аффирмации — использование утверждений, которые подчеркивают желаемые изменения и помогают интегрировать их в подсознание.
4.   Эмоциональная связь — создание сильного эмоционального контекста вокруг новой идеи. Эмоции часто могут обойти критический фактор и пробудить подсознание к работе с новыми программами.
5.   Интеграция с личным опытом — поиск способов, как новая идея может быть связана с вашим личным опытом или потребностями, что поможет снизить сопротивление.

Практически все эти методы в той или иной форме применимы в ИТК.
Кроме того, различные техники, такие как медитация и визуализация, могут помочь снизить уровень сопротивления  критического фактора и сделать процесс преобразований более гладким.
Возможно ли навязать внушение подсознанию? Да. Для этих целей мы ис пользуем нечто, называемое гипнозом. Гипноз делает следующее. Он обходит критический фактор, блокирующий часть нашего сознания.
У меня есть предположение, что ИТК, если рассматривать собственно сеанс его, как инструмент, без вмешательства оператора, единственный из известных методов редактирования опыта, который действительно обходит критический фактор и который работает с подсознанием, обходя контроль сознания .В психологии и нейропсихологии существует множество методов, которые нацелены на работу с подсознательными процессами, и ИТК является одним из таких способов.
Методы, которые работают с подсознанием, часто используют различные техники, такие как гипноз, визуализация, а также определенные формы медитации или нейролингвистического программирования (НЛП). Они могут позволять обойти критическое восприятие и непосредственно воздействовать на внутренние убеждения и установки человека.
Тем не менее, само по себе положениеИТК как универсального инструмента требует внимательной оценки. Эффективность любого подхода зависит от множества факторов, включая индивидуальные особенности клиента, контекст и специфику применяемых техник.

Вот рассуждение о механизме действия ИТК. Информация в подсознании о, например, давней, пренатальной, биографической травме, или родовая программа, с определенным эмоциональным акцентом, может оставаться достаточно долго невостребованной. Предположим, что человек смотрит фильм с таким же акцентом акцентом , и он является активатором похожей ситуации в его прошлом. В таком случае можно предположить, что в подсознании накопилось достаточно много информации подобного рода. Если её сумма достигает критической массы, она перемещается на субталамические ядра, которые, возбуждаясь, активизируют лимбическую систему. Создаётся характерный гормональный фон. Как только исчерпывается информационный запасв подсознании, состояние человека стабилизируется.
Предпосылки эффективности иммерсионного трансформационного кино (ИТК)
70% информации во время психотерапевтической       сессии человек воспринимает невербально. Он считывает ее с терапевта. В случае ИТК терапевтом выступает собственно фильм. Вывод понятен. Помимо этого, символизм, как инструмент ИТК обращается к подсознанию, которое говорит на языке символов.
Иммерсионное трансформационное кино (ИТК) имеет аналогию с символдрамой (кататимно-имагинативной терапией Лейнера).
Имагинации – универсальные архитепические образы. Они иерархически представлены 4мя слоями. 1й – ландшафты, 2й – животные, 3й – человек и 4й – слой безусловности, где нет человеческих проекций, и где можно напитаться ресурсом. Туда необходимо придти, обойдя такие механизмы, как роли, защиты, теневые качества. Здесь все заряжено универсальной энергией. Эта универсальность подобна самонаводящейся ракете – она приносит свой заряд туда, где именно он необходим для исцеления, попадает именно на тот уровень психики, который требует трансформации. Этот слой и есть самость, где происходит контакт с Богом внутри себя. Об этом сказал Юнг, а задолго до него святой апостол Павел («Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.,3,16).
Все, что мы представляем – это про нас. Следовательно, произведение (здесь – фильм) автора – это про него. А зритель находит (или нет) резонанс с этим произведением. По сути это известный в психотерапии феномен переноса. Фильм сам является терапевтическим полем, и/или создает его. В нем происходит взаимодействие. При этом без контрпереноса, поскольку фильм не реагирует на зрителя. Отсутствие контрпереноса исключает возможные негативы при контрпереносе со стороны терапевта.По сути переносом клиент показывает, что он не хочет, чтобы терапевт реагировал на него так, как это делали его родители, одновременно провоцируя терапевта как раз на такую реакцию в контрпереносе. В ИТК этого нет
Постулируется, что факт впечатления зрителя (клиента) от фильма служит показателем резонанса того, что присутствует в бессознательном автора с тем, что есть и у зрителя. Поскольку психика всегда желает исцелиться, клиент находит терапевта. А по личностным качествам терапевт будет комплементарен клиенту, что известно в психотерапии. Так же и фильм будет либо комплементарен зрителю, либо нет.
Гипотетично (на данном этапе исследования), при резонансе с фильмом, факторы вызвавшие резонанс у зрителя, относятся к юнгианскому понятию персоны, а то что не в резонансе – к тени (?).
По аналогии с физикой частот, как и в гомеопатии, например, резонанс либо усиливает, либо нейтрализует (в зависимости от фазового совпадения/несовпадения с частоткой лимбики зрителя). И это путь получения ресурса. Нерезонансный фактор погружается в тень и либо нейтрализует, либо активирует теневые факторы, следовательно, проявляет их, следовательно, может обострятьт внутренний конфликт. А резонансный образ дает ресурс, чтобы этот конфликт пережить.
Современная психология считает, что в базовые психические процессы (в соответствии свозрастом формирования до 1,5 лет) невозможно войти вербальным способом,но только через универсальные архетипические символы. Чем, следовательно, оправданы такие инструменты, как символдрама и ИТК.
В данном контексте важна тема значения символов. Если Фрейд стремился к точности в определении символа, считая, что его значение должно быть единственным, то Юнг говорил о множественности значений символа, назвав это амплификацией. Это значит, что у каждого индивидуума трактовка одного и того же символа может разниться. Добавлю, что у одного индивидуума трактовка одного и того же символа может разниться в разное время. В этой связи ценность ИТК в том, что фильм богат символами, и при этом их трактовка подразумевается автором, но не навязывается, амплификация «вшита» в контекст фильма и присутствует в нем имплицитно.Тем фильм ИТК ценен в качестве инструмента психотерапии.
Рассматривая ИТК как самобытное явление и в качестве инструмента психотерапии, следует сказать, что в этой деятельности существует два основных направления: одно ведет клиента к травме, вызвавшей внутриличностный конфликт, с целью ее разрешения. Это неминуемо связано с болезненными переживаниями, психическим дискомфортом разной степени насыщенности. Здесь принцип: вначале проработка, затем ресурс (то есть, ресурс высвобождается в следствии болезненного погружения в травму). Второй путь - обойти травму, дав вначале ресур,
а потом применив инструмент, который, как самонаводящаяся ракета попадет туда, где необходим ресурс для проработки травмы. Это мягкий и гуманный путь. К нему относятся эмоционально-образные техники, такие как символдрама, эмоционально-образная терапия (Линде). И к нему же относится ИТК. В его названии иммерсия – погружение, но погружение не в травму, а в мир образов и звуков, волшебный мир искусства, в которым самим Творцом вшита возможность чуда.
Отдельного рассмотрения требует фактор музыки вИТК. Здеь мы имееи дело с приницпом «два в одном». Поскольку и музыкотерапия, и видеосимволдрама,сами по себе являются самостоятельным инструментом каждый. И интересно то, что в ИТК они действуют содружественно,чудесным образом дополняя друг-друга, помимо этого,образуя новый,совершенно оригинальный инструмент.
Иммерсивное трансформационное кино позиционируется не как развлечение, но как мощный инструмент для работы с психическим здоровьем. Благодаря возможности сопоставить личные переживания с темами, подсказываемыми симолическим рядом и музыкой, ИТК помогает зрителям лучше понять свои внутренние конфликты и эмоциональные состояния, что позволяет им открыть для себя новые горизонты самопознания и исцеления.
Полуфиналист конкурса "Севастополь город мечты" 2014 г., и Лауреат конкурса Международной академии современных искусств (серебряная медаль) в номинации Медиаискусство с фильмом "Рождение новой звезды" , на собственную музыку автора в проекте Оркестр Волшебной Мистерии. Cмотреть и слушать здесь.